РЕФЕРАТЫ И КУРСОВЫЕ
БЕСПЛАТНО


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Курсовая работа по психологии

Тема: Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности.

Студентки 3 курса вечернего отделения Психологического факультета Храпоновай Марии Владимировны
м о с к в а 1998 г.


СОДЕРЖАНИЕ:


I. Вступление
II. Краткая биография
III. Часть первая.
IV. Часть вторая
V. Заключение
VI. Литература


I. Вступление


С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей сте-пени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознатель-ных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послуш-ных и пассивных жертв сил окружающей среды. Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выби-рать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической тео-рии личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изу-чении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и поло-жения, характерные для гуманистического направления.


II. Краткая биография


Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Брук-лине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.
Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать за-кон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юноше-ские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бака-лавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Har-low), известным психологом, который в то время организовывал лаборато-рию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссер-тация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантно-го поведения в колонии обезьян! Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гуд-ман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жиз-ни Маслоу , он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня , пока я не женился и не уехал в Висконсин». После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет. В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк , Ка-лифорния. В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа. Его работы :

«Религии , ценности и вершинные переживания»(1964)
«Эупсихея : дневник» (1965)
«Психология науки: рекогносцировка» (1966)
«Мотивация и личность» (1967)
«По направлению к психологии бытия» (1968)
«Новые измерения человеческой природы» (1971, сбо- рник статей, опубликованных раннее) «Памяти Абрахама Маслоу»(1972,опубликован посмертно, при участии его жены)


III. Часть первая.


Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая от-вергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов , либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в кон-це концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направ-ления - это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует на-глядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отри-цает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования. Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гума-нистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок. Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъ-ективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании че-ловека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторич-ными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному зна-чению для того, кто его переживает. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачива-лись на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пыта-лись понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий орга-низм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в како-то час-ти, влияет на весь организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Мас-лоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это де-лает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удов-летворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно сущест-вует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворе-на, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие че-ловека. Маслоу предположил, что все потребности врожденные и предста-вил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в по-рядке их очередности:

п-ти самоактуа-ли-зации: реали-зация потенциала
Потребности самоуважения: значе-ние, компетентность
Потребности принадлежности и любви: присоеди-нение и принятие
Потребности безопасности: долговременное выживание и ста-бильность
Физиологические потребности: голод, жажда и т.д.

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребно-сти, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребно-стями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, распо-ложенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотива-ции человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоро-вье он продемонстрирует. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по прин-ципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одно-временно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребно-стей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
физиологические - 85%,
безопасность и защита - 70%,
любовь и принадлежность - 50%,
самоуважение - 40%,
самоактуализация - 10%.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены. Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более под-робно: Физиологические потребности

Физиологические потребности непосредственно касаются биологи-ческого выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетво-рить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие по-требности исчезают или отходят на задний план.

Потребности безопасности и защиты.
Сюда включены следующие потребности: потребности в организа-ции, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким обра-зом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким зара-ботком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопас-ности. Другое проявление потребности в безопасности и защите можно ви-деть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельст-вами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общест-венные беспорядки и т.д.

Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанно-сти с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он по-лучает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме ува-жения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексу-альной близости, то есть необычных переживаний с лицом противополож-ного пола. Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной по-требности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта лю-бовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти.

Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми дос-таточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, от-крывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нуж-но знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и тре-бованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в се-бя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, призна-ется и оценивается. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходи-мы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают макси-мального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потен-циала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для само-актуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он Характе-ризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:  дефицитные мотивы  мотивы роста.

Первые направлены на удовлетворение дефицитарных состояний, напри-мер, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения. В отличии от Д-мотивов мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, или Б-мотивы) имеют отдаленные цели. Их функ-ция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К метапот-ребностям можно отнести: целостность, совершенство, активность, красо-та, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д.


IV. Часть вторая


Оценка самоактуализации.

Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуали-зации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка «Опросника личностной ориен-тации» (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и пове-дение, связанные с самоактуализацией. Это опросник самоотчета, разрабо-танный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответ-ствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденно-го выбора. из каждой пары утверждений респондет должен выбрать то, ко-торое лучше его характеризует. РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. 

первая, основная шкала измеряет то, в как степени человек явля-ется направленным на себя, а не направленным на других в поис-ках ценностей и смысла жизни. (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода - зависимость, потребность в одобре-нии и приятии) 
вторая основная шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. 
10 дополнительных субшкал предназначены для измерения важ-ных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, эк-зистенциальность, эмоциональная реактивность, спонтанность, за-бота о своих интересах, самоприятие, приятие агрессии, способ-ность к близким отношениям. 
POI так же имеет встроенную шкалу определения лжи. 

Многочисленные исследования позволяют считать валидность POI дока-занной.

Единственным серьезным ограничением для использования РОI , имеющего 150 пунктов , в исследовательских целях является его длинна. Джоунс и Крендалл ( Jones, Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала состоящая из 15 пунктов:

----- 1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций
------2. Я чувствую, что делать то, чего ждут от меня другие (N)
------3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять
------4. Я могу сердиться на тех кого люблю
------5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю(N)
------6. Я не принимаю свои слабости (N)
------7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять
------8. Я боюсь неудач (N)
------9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N)
-----10. Лучше быть самим собой, чем популярным
-----11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)
-----12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к не жела-тельным последствиям
-----13. Я не обязан помогать другим (N)
-----14. Я устал от неадекватности (N)
-----15. Меня любят, потому что я люблю.

Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу: 1- не согласен, 2- не согласен отчасти, 3- согласен отчасти, 4- со-гласен. Значок (N) , следующий за утверждением, обозначает, что при под-счете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1=4,2=3,3=2,4=1).Чем выше общее значение, тем более самоактуализиро-ванным считается респондент. Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крэндалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = +0,67) и с измеренными величинами самоуважения и «рациональ-ного поведения и убеждений». Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов «Социальной желательности». Так же было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в трениров-ках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.

Характеристики самоактуализирующихся людей:

1. Более эффективное восприятие реальности;
2. Приятие себя, других и природы. (принять себя такими, какими они есть);
3. Непосредственность, простота и естественность;
4. Центрированность на проблеме;
5. Независимость: потребность в уединении;
6. Автономия: независимость от культуры и окружения;
7. Свежесть восприятия;
8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волне-ния или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиро-творения, блаженства и спокойствия );
9. Общественный интерес;
10. Глубокие межличностные отношения;
11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений);
12. Разграничение средств и целей;
13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);
14. Креативность (способность к творчеству);
15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей куль-турой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).


V. Заключение


С точки зрения гуманистической психологии только сами люди от-ветственны за выбор, который они делают. Это не означает, что , если лю-дям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих соб-ственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбо-ра. Основным принципом этого направления является модель ответствен-ного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых воз-можностей. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разде-ляют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западно-го философского мышления.

Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать.
Самоактулизирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

VI. Литература

1. Л.Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности»;
2. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности»;
3. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинчен-ко, Б.Г. Мещерякова

Спасибо, что посетили наш сайт

ГЛАВНАЯ | РЕФЕРАТЫ | КУРСОВЫЕ РАБОТЫ | ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ | ДОКЛАДЫ | КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
© 2008 referats. Все права защищены
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна образовательных сайтов
Hosted by uCoz