РЕФЕРАТЫ И КУРСОВЫЕ
БЕСПЛАТНО


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ /Куб.ГУ/ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ


КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Работу выполнила студентка Шкрабкова Т.Б. Группа 3-I ОЗО факультет социально-педагогический институт Отделение Дошкольная педагогика и психология Специальность 030900 Руководитель работы ст.преподаватель Балабанова Н.В. Нормоконтролер методист кафедры Селиванова Т.И.Краснодар 2000


СОДЕРЖАНИЕ.


Введение
1. Психическое здоровье как психолого–педагогическая проблема.
1.1. Психологические аспекты психического здо-ровья детей.
1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка.
1.3. Трудные ситуации и психическое здоровье.
2.Зависимость между восприятием ребенком психологи-ческой атмосферы в семье и уровнем психического разви-тия ребенка.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Исследование психологического климата в семье.
2.3. Исследование уровня психического развития ребенка.
2.4 Определение коэффициента ранговой корреля-ции.
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение


Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслужи-вает внимания не только специалистов в областях психо-логии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, вос-питателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются ка-кие-либо признаки психического нездоровья.

Гипотеза: предполагается, что существует зависи-мость между восприятием ребенком психологической атмо-сферы в семье и уровнем психического развития ребенка.

Целью работы является изучение влияния психологиче-ского климата в семье на уровень психического развития ребенка.

Объектом изучения выступает процесс психоэмоцио-нального развития ребенка в семье.

Предмет изучения – индивидуальные показатели психи-ческого развития и тревожности.

Для достижения цели курсовой работы поставлены сле-дующие задачи:

- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формиро-вания психического здоровья;
- изучить условия обеспечения и сохранения психиче-ского здоровья дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уров-нем психического развития ребенка.

Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году Всемирной организаци-ей здравохранения было введено понятие «психического здоровья».

Рассмотренная тема приобрела актуальность в послед-нее время и вызвала повышенный интерес как у отечест-венных (Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной, Н.И.Лисиной и др.), так и у зарубежных (А.Маслоу, К.Флейк-Хопсон, К.Хорни и др.) специалистов, что явилось причиной появ-ления большого количества научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья и нездоро-вья детей.
1.Психическое здоровье как психолого – педагогиче
ская проблема.
1.1. Психологические аспекты психического здоровья детей.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных об-ластей науки и практики: медиков, психологов, педаго-гов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неод-нозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Очень существенно, что термином «здоровье» обозначается «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие бо-лезней и физических дефектов» [22].
В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется усло-виями психосоциального развития детей.
В «Кратком словаре по социологии» [12] дается тол-кование термина «здоровье населения», который означает:

1. состояние, противоположное болезни, полноту жиз-ненных проявлений человека;
2. состояние полного физического, духовного и соци-ального благополучия, а не только отсутствие бо-лезней или физических дефектов;
3. естественное состояние организма, характеризую-щееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
4. состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпо-сылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
5. количественно-качественную характеристику состоя-ния жизнедеятельности человека и социальной общ-ности.

Здоровье отдельного человека характеризуется полно-той проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесто-ронностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.[12]
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными не-благоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.[5]
Основным условием нормального психосоциального раз-вития (помимо здоровой нервной системы) признается спо-койная и доброжелательная обстановка, создаваемая бла-годаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддер-живают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует пре-доставлять ребенку больше самостоятельности и независи-мости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие ус-ловия для обучения. «Многие дети не имеют таких усло-вий»,- констатируется в докладе. [5]
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов много-численных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недоста-точного общения со взрослыми и их враждебного отноше-ния, а также у детей, которые растут в условиях семей-ного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нару-шения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:

• во-первых, они представляют собой лишь количест-венные отклонения от нормального процесса психи-ческого развития;

• во-вторых, многие их проявления можно рассматри-вать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в од-ной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться на-рушения поведения в детском саду, а дома они ве-дут себя нормально, или наоборот.[5]

У большинства детей в те или иные периоды под влия-нием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут воз-никнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они про-являются часть, упорно и приводят к социальной дезадап-тации. Такие состояния могут быть определены как психи-ческие расстройства. В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологический словарях термин «психическое здо-ровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского [16] сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Пси-хологическое здоровье рассматривается в словаре как со-стояние душевного благополучия, характеризующееся от-сутствием болезненных психический явлений и обеспечи-вающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический диском-форт возникает в результате фрустрации потребностей ре-бенка, приводящей к депривации.[15] Очень перспективным является подход к проблеме пси-хического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А.Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоро-вья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоак-туализацию. Необходимое условие самоактуализацию, по его мнению, - нахождение человеком верного представле-ния самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислуши-ваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.» И вторая составляющая психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности при-сущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склон-ность к творчеству [15]. Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих си-лах, пониманию им своих собственных способностей, инте-ресов; его отношению к людям, окружающему миру, проис-ходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.[1]

1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризу-ется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохожде-ние того этапа становления личности во многом определя-ется тем, как складываются отношения ребенка со взрос-лым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка. [14] Осознанная или неосознанная родительская и педаго-гическая авторитарность порождает у дошкольников дефи-цит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, ослож-няющие благоприятное становление личности [21]. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, не-уверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактив-ной оценке его как личности провоцирует подавленную аг-рессивность, если ребенок воспринимает отношение взрос-лого к себе как негативное, то попытки взрослого побу-дить ребенка к общению вызывают у него состояния смуще-ния и тревоги. Длительный дефицит эмоционального со-звучного общения даже между одним из взрослых и ребен-ком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тре-воги и ощущения эмоционального неблагополучия [14]. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориен-тация ребенка на других, тем более что он также нужда-ется в признании окружающих людей [14]. В дошкольном детстве фактически складывается лич-ность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процес-сы в первую очередь обусловлены общим психическим раз-витием, формированием новой системы психических функ-ций, где важное место начинают занимать мышление и па-мять ребенка. Теперь он может не только ориентировать-ся и действовать в плане конкретных сиюминутных стиму-лов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непо-средственном опыте. Таким образом, мышление ребенка от-рывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перей-ти к новым типам деятельности – игровой, изобразитель-ной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли» [21]. С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает вы-полнять функцию планирования и регулирования деятельно-сти ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосозна-ния ребенка-дошкольника [21]. Вот далеко не полный список тех изменений и новооб-разований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психиче-ского развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружаю-щим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [7]. Столь же ярким примером является феномен «госпита-лизации», при котором взаимодействие ребенка со взрос-лым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального об-щения между ребенком и взрослым человеком (это происхо-дит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребен-ка) [13]. Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, хо-дить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ог-раничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владе-ют навыками общения с другими людьми. Безусловно, опи-санные примеры представляют крайние, нетипичные явле-ния, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основопола-гающей детерминантой психического развития и психиче-ского здоровья детей [13]. В нормальной обыденной жизни ребенок окружен внима-нием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма вы-сокий процент психических заболеваний, в том числе нев-розов, появление которых обусловлено не наследственны-ми, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, по данным В.А.Коллеговой, А.И.Захарова и других исследователей, наибольшее число неврозов на-блюдается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому роди-телям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [18]. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непо-средственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нерв-ные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспи-тания, принимая во внимание соответствующие полу ориен-тации и увлечения детей [17]. Предопределяющую роль в происхождении неврозов пси-хической травматизации, обусловленной нарушенными се-мейными отношениями и неправильным воспитанием. Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных об-стоятельств, к которым невозможно адаптироваться и ко-торые невозможно перенести безболезненным образом. По-добно этому ребенок не может перенести разлуку с мате-рью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или не-последовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание форми-рующейся личности означает на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отно-шением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофи-зиологических возможностей. Другими словами, он не на-столько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей [8]. Формирующийся, таким образом, внутренний, неразре-шимый и невротизирующий ребенка конфликт имеет несколь-ко тесно связанных друг с другом уровней:

• социально-психологический, мотивированный неуда-чами общения и затруднениями в достижении соци-ально значимой позиции;
• психологический, обусловленный несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угро-зой потери «я»;
• психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.

При наличии неразрешимых для детей переживаний сле-дует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность жиз-ненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечени-ем жизненных обстоятельств в целом, это позволяет гово-рить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, иди состояния хронического дистресса, как основ-ном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах [9]. Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно де-формированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накап-ливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных воз-можностей и изменяет нервно-психическую реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосхо-дит приспособленные возможности детей, не дает им выра-зить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, со-провождаясь понижением самооценки, неуверенность в сво-их силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуни-чижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников [6]. При невротическом заболевании происходит непродук-тивная затрата имеющихся психических средств, ресурсов и возможностей, их дальнейшее перенапряжение и болез-ненное ослабление в целом. При этом нарастают беспокой-ство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижается выносливость и сопротивляемость организма. В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на воз-никновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер. Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обу-словлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоцио-нального напряжения и для расслабления. Следствием это-го являются чрезмерная загруженность родителей, их нев-ротизация, появление множества личностных проблем в со-четании с недостаточной осведомленностью о путях реше-ния внутриличностных конфликтов и о возможностях психо-логической и психотерапевтической помощи. Подобная лич-ностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику [10]. На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить та-кие, как:

• неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
• занятость родителей;
• ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

Помещение детей в раннем возрасти (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим собы-тием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рас-сматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, по-степенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нараста-ет потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 го-дам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверст-никами, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем [1]. К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дис-гармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений [9]. Проблеме супружеских и детско-родительских отноше-ний уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и ха-рактер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции [4]. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоцио-нальной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом воз-расте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средст-вами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в воз-никшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверен-ности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья [14]. Психическое здоровье или нездоровье ребенка нераз-рывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей [7].
Выделяются следующие стили родительского воспита-ния:

1. Демократический.
2. Контролирующий.
3. Смешанный.

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В ре-зультате такого воспитания дети отличаются умением об-щаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.
При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничи-вают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушае-мость, нерешительность, неагрессивность.
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего ха-рактеризуются как послушные, эмоционально чувствитель-ные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [1].

Особый интерес представляют изучение и классифика-ция неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ре-бенку определенного типа поведения в соответствии с ро-дительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти-тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни» [4].
Все негативные факторы связаны с проблемой невроти-зации ребенка, т.е. с причинами возникновения и проте-кания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психиче-ского состояния здоровых детей-дошкольников. Безуслов-но, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родите-лями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и пе-реживаний, умение поставить себя на место своих детей [1].

1.3. Трудные ситуации и психическое здоровье.

Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого че-ловека. Их возникновение является естественным, законо-мерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встреча-ются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых. Трудная ситуация всегда характеризуется несоответ-ствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоя-тельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует дос-тижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые слу-жат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека [10]. Развивающийся человек, познавая и осваивая окружаю-щий мир, но, еще не обладая достаточным опытом, непре-менно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послу-жить причиной для разочарований. То, что для взрослого выступает как привычное и естественное, для ребенка мо-жет быть трудно и сложно. Любая трудная ситуация приводит к нарушению дея-тельности, сложившихся отношений, порождает отрицатель-ные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности [1]. Трудные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затрудне-ниям, имеют различный характер. Это могут быть переходящие, быстротечные, будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велоси-педа, забыл ключ от дома и т.п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные, как пра-вило, с семейной обстановкой (развод родителей, проти-воречивое и ли деспотичное воспитание, алкоголизм роди-телей и т.п.); а также ситуации, возникающие под влия-нием факторов эмоциональной депривации (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учрежде-ниях и т.п.)[11]. Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирую-щие воздействия, которые являются ситуациями повышенно-го риска и предрасполагают к возникновению дезадаптив-ных реакций. К. Флейк – Хобсон выделяет для детей раннего и до-школьного возраста характерны следующие ситуации повы-шенного риска.

1.Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:

• враждебная, жестокая семья;
• эмоционально отвергающая семья;
• не обеспечивающая надзора и ухода семья;
• негармоничная семья (распадающаяся или распавшая-ся);
• чрезмерно требовательная семья (доминирующая ги-перопека);
• появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
• противоречивое воспитание или смена типа;
• чуждое окружение за рамками семьи (язык, культу-ра).

2. Ситуации, вызывающие беззащитность из–за отрыва от семьи:
• помещение в чужую семью;
• направление в детское учреждение;
• госпитализация.

Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформи-ровать его психику. Различные психосоматические и нерв-но – психические расстройства у детей, с которыми не-редко сталкиваются медицинская и психологическая прак-тика, являются, как правило. Следствием таких долговре-менных патогенных воздействий. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопре-делять серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, вопреки этому очевидному положению, в последнее время учеными обнаружен удивительный феномен – неуязвимые дети. Так названы дети, «которые воспиты-ваются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс и справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. …Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровь-ем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит» [19]. Существуют и другого типа трудные ситуации, кото-рые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые «ситуа-ции стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные, казалось бы, «мелочи жизни» нужно преодолевать, каждый раз необходи-мо находить то или иное решение. Именно в таких обыден-ных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения [10]. Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом присталь-ного внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям. С точки зрения обсуждаемой проблемы – трудные си-туации у детей – роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации. Подавляющее число психо-травмирующих ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодоле-вать трудности жизни [10]. Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно вы-делить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:

1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практи-кующихся в семье.
Были установлены следующие зависимости:

А) авторитетные родители – инициативные, общитель-ные, добрые дети;
Б) авторитарные родители – раздражительные, склон-ные к конфликтам дети;
В) снисходительные родители – импульсивные, агрес-сивные дети.
2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций [14].

Естественное желание всех родителей – уберечь, пре-достеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять ка-ждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать ро-дители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни [19].

2. Зависимость между восприятием ребенком психологиче-ской атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка.

2.1. Организация и методы исследования.

Исследование проводилось в детском саду № 213 г.Краснодара. Для проверки выдвинутой гипотезы была вы-брана группа испытуемых 6 – 7 лет в количестве 40 че-ловек, из них 20 девочек и 20 мальчиков.

В ходе исследования были использованы: беседа; наблюде-ние; проективный метод рисуночного теста; метод стати-стического анализа и следующие методики: непрямой экс-пресс-диагностики уровня психического развития дошколь-ников П.А.Мясоед [6] и «Кинестетический рисунок семьи» [3].

2.2. Исследование психологического климата в семье.

Для исследования психологического климата в семье ис-пользовалась методика «Кинетический рисунок семьи», ко-торая дает богатую информацию о субъективной ситуации ребенка в семье.
Тест состоит из двух частей: рисования и беседы после него. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик; затем ему предлагается нарисовать свою семью так, чтобы ее члены семьи были чем – либо заняты. На все уточняющие вопросы давались ответы без каких – либо указаний.

Во время рисования записывались все спонтанные выска-зывания ребенка, отмечалась его мимика, жесты, а так же фиксировалась последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводилась беседа по следующей схеме:

1. Кто изображен на рисунке, что делает каждый член семьи;
2. Где работают или учатся члены семьи;
3. Как в семье распределяются домашние обязанности;
4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи. Рисунок анализировался по параметрам (Приложение № ___), позволяющие выявить уровень эмоционального благо-получия и неблагополучия ребенка в семье.

2.3. Исследование уровня психического развития ребенка.
Для исследования уровня психического развития ре-бенка использовалась методика уровня психического раз-вития дошкольников, где объектом тестирования выступает воспитатель, взрослый – носитель «образа ребенка». В основу методики положено представление о психическом переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром.

Разработаны шкалы для 12 параметров УПР. Это:

1. Ощущения(цветовые)
2. Восприятие (зрительное)
3. Запоминание
4. Мышление
5. Воображение
6. Внимание
7. Игра
8. Общение
9. Речь
10. Эмоции
11. Самостоятельность
12. Саморегуляция
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низ-шего к высшему. Каждому уровню присвоена соответствую-щая оценка: первому – 1, второму – 2 и т.д. Следова-тельно, использовалась 5-бальная система оценок УПР дошкольника. Путем суммирования оценок по всем шкалам определился итоговый показатель, указывающий уровень психического развития по сравнению с другими детьми вы-борки.

2.4 Определение коэффициента ранговой корреляции. Индивидуальные данные, полученные с помощью мето-дик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям «Психо-логический дискомфорт в семье» и «Уровень психического развития» присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показателю психического развития присваивался ранг 1. По показателю «Психологи-чески дискомфорт в семье» ранг 1 присваивался наимень-шему индивидуальному результату, т.е. тому значению ко-эффициента, определяемому методикой, который указывает на отсутствие или низкий уровень психологического дис-комфорта. Для того, чтобы установить взаимосвязь между уров-нем психического развития ребенка и психологической ат-мосферой в семье, определялся коэффициент ранговой кор-реляции Спирмена по формуле Rs=1-((6*NDi2)/(N*(N2-1)))

где Rs- - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
Di – разность рангов сравниваемых объектов;
N – число сравниваемых объектов.

Значение коэффициента Спирмена, согласно формуле, может быть получено в пределах от –1 до +1 [18]. Результаты исследования показали, что у мальчиков корреляция выражена в 0,48, вместе с тем, так как она меньше 0,6 – она не может быть признана достоверной. В целом, по группе испытуемых коэффициент корреля-ции между показателями шкалы развития и эмоционального климата в семье составляет 0,78, это позволяет конста-тировать, что между этими показателями есть корреляция.


Заключение.


В ходе выполнения работы достигнута поставленная цель - изучено влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка. При проведении исследования рассмотрены вопросы психического и личностного развития ребенка, как усло-вия и средства формирования психического здоровья. Оп-ределены условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников, определена степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка. На основании проведенного исследования определен коэффициент корреляции равный 0,78, что позволяет гово-рить о подтверждении гипотезы.


Список литературы.


1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руково-дство практического психолога. Психическое здоро-вье детей и подростков. М., 1995 г.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1987 г.
3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998
4. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.
5. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здо-ровье и психосоциальное развитие детей.
6. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 г.
7. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Пб., 1997 г.
8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г.
9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведе-нии ребенка. С-Пб., 1997 г.
10. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиат-ра. Л., 1984 г.
11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психиче-ских заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.
12. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.
13. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
14. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.
15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психи-ки. М., 1997 г.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологиче-ский словарь, 1990 г.
17. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.
18. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.
19. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отноше-ний с окружающими. М., 1993 г.
20. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.
22. Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1, Л., 1986 г.

Спасибо, что посетили наш сайт

ГЛАВНАЯ | РЕФЕРАТЫ | КУРСОВЫЕ РАБОТЫ | ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ | ДОКЛАДЫ | КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
© 2008 referats. Все права защищены
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна образовательных сайтов
Hosted by uCoz